Госорганы и МФЦ лишены возможности требовать у граждан излишние документы

Валерия Зеновина

stokkete / Depositphotos.com

Подписан и опубликован закон, который определяет особенности взаимодействия граждан с государственными и муниципальными органами при предоставлении услуг (Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 204-ФЗ). Властные субъекты и МФЦ не смогут требовать у граждан предоставить документы и информацию, отсутствие или недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, либо непосредственно отказе от ее оказания.

Из этого правила предусмотрены исключения, оно не будет действовать, если:

  • изменились требования НПА, касающихся предоставления услуги, причем после первоначальной подачи заявления;
  • обнаружены ошибки в заявлении и документах, поданных гражданином после первоначального отказа в приеме документов;
  • выявлен документально подтвержденный факт или признак ошибочного либо противоправного действия (бездействия) должностного лица или работника МФЦ при первоначальном отказе в приеме документов.

О последнем факте заявителю должны сообщить в письменном виде за подписью руководителя органа, руководителя МФЦ. Ему также приносятся извинения за доставленные неудобства. Извинения предполагаются и в ответе заявителю о признании его жалобы на отказ в принятии документов, в нем же должна указываться информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить.

При каких условиях учреждения могут оказывать платные услуги? Ответ – в «Энциклопедии решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Отметим, что соответствующий законопроект был внесен1 в Госдуму еще в сентябре прошлого года. Однако в итоговой редакции документа некоторые положения, предусмотренные в проекте, не сохранились. Это касается сокращения сроков процедуры обжалования заявителем действий или решений органов либо МФЦ. В проекте предполагалось, что срок для ответа по жалобе уменьшится до 10 рабочих дней, а срок ответа при обжаловании отказа в приеме документов или нарушении сроков составит 3 рабочих дня. Однако в закон эта поправка не включена, действующие сроки сохранятся – 15 рабочих дней и 5 рабочих дней (ч. 6 ст. 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Новый закон вступит в силу 18 октября текущего года.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 269940-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Источник: garant.ru